Эссе "Особенности педагогической деятельности в условиях IT среды"

Итак, к вопросу о применении ИКТ в преподавательской деятельности. Ни для кого не секрет, что в наши дни это требования времени. Если еще 10-15 лет назад это было в новинку, и было скорее веянием, то теперь это становится must-have для любого педагога.

Естественно, что использование ИКТ налагает определенные обязательства, имеет ряд особенностей и требует огромной подготовки. Но одновременно имеет ряд преимуществ, которые перекликаются с новыми ФГОС.

Обо всем по порядку. Итак, о подготовке, особенностях и обязательствах.
Всем понятно, что на освоение различных онлайн-ресурсов уходит много времени и сил, а учитывая тот факт, что каждый год добавляются новые, самообразовательный процесс превращается в non-stop, и здесь возникает множество подводных течений и камней. С одной стороны, новые ФГОС обуславливают преподавателя работать по-новому, и педагоги готовы,  но с другой стороны, не всегда руководство на местах понимает, что для освоения педагогу нужно время и трудозатраты. Подготовка одного урока требует как минимум полдня подготовки. А что уже говорить об освоении новых ресурсов и о последующем их внедрении в практику проведения уроков?  Мнимая легкость проведенного урока и кажущееся "ничегонеделание" педагога на уроке при подготовленном ИКТ-уроке обходится учителю дорого... Многим приходится и по ночам сидеть над уроками... А техническая подготовленность школ у всех на высоте?! Все могут работать в том режиме, в котором требуется, уже сейчас? А зарплата, из-за которой молодые кадры сбегают в коммерческие структуры, потому что при такой нагрузке она должна хоть немного помочь учителю расправить крылья, которые есть, да только не могут раскрыться в таких условиях.
Дабы подытожить раздел перехода на новые ФГОС и усилением ИКТ-требований к педагогу, я хочу высказать свое мнение - чтобы подготовить качественные кадры, мало говорить и рассуждать о новом уровне образования тем людям, которые мало имеют общего с ним на практике, которым легко это делать в удаленном от проведения реальных уроков в реальных школах, а нужно в первую очередь подумать о том, КАК замотивировать людей на этот качественно новый уровень. Детям нужны морально и физически здоровые педагоги с расправленными плечами. Во всем мире уважение к этой профессии неоспоримо, так давайте и мы уже начнем УВАЖАТЬ педагога, а не только выставлять к нему бесконечные требования... Еще об особенностях использования ИКТ. Можно подготовить прекрасный урок, но в последний момент техника даст сбой, и все пойдет прахом. Я думаю, все оказывались в этой ситуации... Так что техника техникой, а обучения и общения f2f еще никто не отменял... Всегда нужно иметь запасной вариант с уже проверенными формами обучения.

Что касается преимуществ использования ИКТ - они воистину бездонны, так как информационные возможности всемирной паутины безграничны. В условиях новых ФГОС IT среда становится особенно актуальной. Кам мне видится, основные преимущества ее использования следующие:
  1. В рамках системно-деятельностного подхода помогает активизировать работу учащихся;
  2. Мотивирует учащихся на вовлечение в процесс усвоения и закрепление новых знаний.
  3. Активизирует мыслительный процесс детей и подростков, используя яркие образы.
  4. Идеально подходит для дистанционных и удаленных курсов, а также частично удаленных заданий и, конечно же, для выполнения учащимися домашнего задания.
  5. Отлично готовит учеников к дальнейшей самостоятельной работе по предмету.
Теперь об особенностях использования IT среды для педагога иностранного языка. Появление IT пространства позволило преподавателям этой области выйти на качественно новый уровень. И мне хочется верить, что подавляющее большинство учителей иностранных языков уже давно активно вовлекают онлайн-ресурсы в своей подготовке к урокам и на занятиях, конечно же. Среди них:


  1. Уже созданные носителями языка подкасты и создаваемые с учащимися;
  2. Интерактивные рабочие листы и инфографика;
  3. Интерактивные упражнения, задания и тесты;
  4. Огромное множество видео-ресурсов и видео-слайд-шоу;
  5. Масса возможностей для языковой практики (социальные сети, вики, форумы и т.п.);
  6. Поисковые и информационные сайты, онлайн-энциклопедии и онлайн-словари.
Конечно же, огромное значение имеет, как учитель использует данные ресурсы и как направляет образовательную деятельность учащихся. И здесь, конечно же, необходима подготовка и переподготовка педагогических кадров. Но учитывая, что IT среда предоставляет множество возможностей для самообразования педагога, то, соответственно, она же в данном случае и служит "рукой помощи". Для самообразования педагога можно выделить следующие онлайн-ресурсы, представленные в рисунке:

:

Комментариев нет:

Отправить комментарий